10 СОВЕТОВ ТЕМ, КТО НАЧИНАЕТ И ПРОДОЛЖАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ПОДВОДНОЙ ФОТОГРАФИЕЙ

10 советов тем, кто начинает и продолжает заниматься подводной фотографией

 

Ниже представлены советы тем, кто начинает или продолжает заниматься подводной фотографией, от Оливера (Olivier), инженера, работающего над вопросами применения неопрена в компании Tribord (в частности, он работает над созданием гидрокостюмов для подводного плавания Tribord), а также он увлеченный и очень хороший подводный фотограф.

 

1) Будьте готовы к удачному моменту

 

 

Оборудование для подводной фотосъемки зачастую достаточно дорого стоит, лучше будет, если вы сначала научитесь с ним хорошо обращаться, прежде чем идти плавать, особенно если оно совсем новое!

Вода, соль, ветер, песок — условия подводной среды не пощадят ничего. Следует уделить особое внимание герметичным соединениям, которые должны проверяться перед каждым выходом, особенно уплотнитель, отвечающий за герметичность задней крышки бокса.

Совсем необязательно смазывать уплотнения перед каждым выходом, переизбыток смазки также может негативно сказаться на герметичности, притягивая всю окружающую пыль.

Ныряете ли вы с берега или с лодки, выбор транспортного бокса имеет первостепенное значение.

Отдайте предпочтение боксу небольшого размера, это позволит вам проще найти для него безопасное место на лодке (например в тумбах, предназначенных для спасательных жилетов или кругов). На пляже позаботьтесь о защите бокса от агрессивного воздействия песка.

Последний важный момент, чтобы ощущать во время погружения дух свободы, а не отвлекаться по мелочам: будет лучше, если вы спокойно подготовите свое снаряжение дома (фотоаппарат, бокс, вспышку и т. д.). Нет ничего более обидного, чем то, что ваше снаряжение утонет при первом погружении.

Также могут создать некоторые неудобства на месте такие моменты, как: разряженные аккумуляторы, плохо подсоединенный шнур вспышки, забытая дома карта памяти и т. д.

 

2) Плавучесть и защита среды

 

За исключением первых снимков с борта лодки, занятие подводной фотографией требует определенного мастерства и навыков. Фотографировать — это прежде всего уметь погружаться с аквалангом!

Хорошая практика подводных погружений является необходимым требованием и выражается в умении управлять своим жилетом-компенсатором и, как следствие, уровнем своей плавучести.

Также предпочтительно предупреждать своих коллег по погружению, когда вы собираетесь заняться фотографированием.

Ведь вы будете гораздо чаще останавливаться и уделять меньше внимание другим пловцам. Осторожность.

Кроме того, ваша способность чувствовать себя непринужденно под водой значительно упростит и ускорит ваш подход к сюжетам съемки, а ваше поведение под водой будет оказывать гораздо меньшее воздействие на окружающую среду.

Ведь подводная фотосъемка отнюдь не заключается в том, чтобы зависнуть и начать переворачивать вокруг себя местную флору и фауну.

Постарайтесь не делать фотографии, которые придают великолепие месту, но при этом разрушают его...

 

3) Приближение к флоре и фауне

 

Вода создает естественный фильтр, смягчает цвета, контрастность и резкость: вы добьетесь лучших результатов, максимально приблизившись к объекту съемки. Меньше чем на метр, лучше на 50 см, и вы значительно увеличите свои шансы.  

Перед приближением существуют некоторые детали экипировки, которые стоит проверить.

Убедитесь в том, что гибкие элементы снаряжения (октопус, манометры, фонарики и другое) не свисают перед вами.

И еще, как ни удивительно могло бы показаться, но ваши пузыри отпугивают рыбу гораздо сильнее, чем вы сами. Поэтому будьте аккуратны на последних сантиметрах подхода...

Наконец все готово, и вот — лицом к лицу с обыкновенным бычком? Подумайте о том изображении, которое вы хотите сделать, прежде чем нажмете кнопку.

Лучше не делать слишком много снимков, когда вы находитесь над рыбой или по ходу ее движения лицом к ней. I

Ведь вы бы не стали делать фотографию макушки или скачка своего спутника, желая снять портрет?

Будьте на уровне своего объекта.

 

4) Умейте пользоваться естественным светом на небольшой глубине

 

 

Нет никакой необходимости погружаться очень глубоко, чтобы сделать красивые фотографии.

Наоборот, именно на небольшой глубине, в промежутке от поверхности и до 10 метров зачастую находятся самые лучшие условия освещения и видимости. У поверхности воды солнце создает великолепные световые блики, придающие фотогеничность.

Цвета здесь также будут значительно лучше.

Для максимально эффективного использования этих условий стоит напомнить некоторые базовые правила.

Выбирайте такое положение для съемки, чтобы солнце светило вам в спину: это позволит избежать чересчур сильного встречного света. Светочувствительность должна быть оптимальной; удостоверьтесь в том, позволяет ли ваш фотоаппарат увеличивать скорость срабатывания, чтобы избежать размытости фотографий.

Вы скоро поймете, сколько морской живности двигается вокруг вас!

Датчики нашего оборудования становятся все более и более совершенными, не сомневаясь, увеличивайте чувствительность ISO до более высоких значений (до 400 или 800 ISO оптимально).

Наконец, если какие-то детали слишком выделяются на ваших фотографиях, отключите встроенную вспышку, и вы увидите, насколько сильно улучшится качество ваших первых снимков.

 

 5) Вспышка

 

 На расстоянии нескольких метров от поверхности (от 3 м) солнечные лучи фильтруются водой настолько, что некоторые цвета, например красный, очень быстро исчезают. Вспышка, встроенная или внешняя, становится просто необходима в подобных условиях, даже если над водой очень яркое солнце, а сама вода кристально чистая.

Без вспышки изображения будут неизбежно получаться блеклыми, неконтрастными, лишенными ярких цветов.

Начинать разумеется стоит со вспышки, встроенной в вашу компактную фотокамеру.

Опять же не стесняйтесь стать участником сюжета съемки, чтобы в полной мере сделать его интересным.

Хорошая вспышка имеет максимальную дальность всего один метр.

Рассеиватель, встроенный во многие боксы, очень полезен и позволяет не только хорошо рассеивать свет, но и ограничивает зону, не освещенную вспышкой и концевым окном вашего бокса.

Покупка одной (или двух) внешних вспышек позволит значительно увеличить качество снимков и избавиться от слегка жестковатого света встроенных вспышек.

Правильное расположение вспышек — это довольно часто обсуждаемый вопрос, так как начинающий фотограф сразу сталкивается с «частичками», возникающими в результате блеска вспышек. Установка вспышек по бокам и позади бокса (но тем не менее не в оптических углах, как в случае встроенной вспышки), обеспечивает очень однородное освещение без особого выделения частиц. Полезно знать.

Пусть это не будет для вас сюрпризом, но хорошая вспышка стоит несколько сотен евро. Это та цена, которую приходится платить, чтобы иметь качественные цвета на фотографии.

 

6) Макросъемка — идеальный вариант для начинающих

 

Поставьте простой компактный фотоаппарат в режим макросъемки — эта техника фотосъемки приносит самые быстрые успехи.

Макросъемка — это возможность подчеркнуть в большом масштабе то, что можно увидеть лишь в миниатюре через видоискатель.

Вы испытаете невообразимое чувство удовольствия при виде фотографий, ведь возникающие цвета и детали покажутся вам невероятными.

Сложность подобного рода снимков заключается не столько в технике, сколько в выборе сюжета для съемки.

В самом деле, не так просто быстро найти красивые анемоны или крошечную морскую собачку.

К этому добавьте течение или волнение, которые могут нарушить разработку сюжета. Что касается создания композиции фотографии, это не так уж и просто сделать через «норку» крошечного видоискателя.

Владельцы компактных камер в этом случае лучше оснащены по 2 причинам. Режим наведения с помощью заднего экрана зачастую гораздо более эффективен, чем через видоискатель зеркальной камеры.  Кроме того, небольшой размер датчиков светочувствительности компактных камер значительно улучшает глубину фокуса, и они обладают более широким диапазоном глубины резкости.

Сейчас на каждую проблему найдется свое решение, и владельцы зеркальных фотокамер также могут приобрести внешний видоискатель, настолько же дорогой, насколько и эффективный!

 

7) Широкоугольная съемка

 

Кто из нас никогда не мечтал, видя фотографии дельфина или сказочных подводных пейзажей?

Подобные фотографии обусловлены использованием широкоугольной оптики, очень востребованной в среде подводных фотографов.

Для наиболее совершенных моделей компактных фотокамер существуют боксы, в которые можно установить дополнительный накручивающийся объектив напротив концевого окна.

Широкоугольные фотообъективы «рыбий глаз» (называемые также «мокрой оптикой») используются на компактных фотокамерах и обладают преимуществом — возможностью монтажа и демонтажа прямо под водой.

И наоборот, использование зеркальных фотоаппаратов требует выбора оптики до погружения, что не является реальным ограничением, но может помешать, если представится большой сюжет, а у вас объектив на 60 мм или 105 мм для макросъемки...

У всех известных производителей зеркальных фотокамер (Nikon, Canon, Sony и т. п.) существуют различные варианты интересных объективов для подводного использования.

С датчиком формата APS-C лучше выбрать вариант с фокусным расстоянием ниже 15 мм, идеально — объектив «рыбий глаз» 10 мм или объектив с увеличением 10–17 мм, дающим больше возможностей.

Преимущество широкоугольного объектива заключается в очень большом покрываемом поле и возможности максимального сближения с сюжетом.

Также на расстоянии 20–30 см от сюжета вспышка отдает всю свою мощность первому плану, но ее все еще возможно включить в изображение второго плана. 

 

8) Дайвинг дайвингом, но фотографии прежде всего!

 

Даже если условия и оборудование немного отличаются, ключевые факторы хорошей фотографии остаются такими же, как и на суше.

Кроме того, именно качество света и композиция имеют первостепенное значение, чтобы облегчить читаемость и понимание изображения.

Хорошая фотография с хорошей компоновкой гораздо больше привлекает внимание.

Начинающие фотографы стараются сделать множество снимков, желая, видимо, использовать все возможные шансы.

К сожалению, обычно это не приносит желаемого результата.

Выбор сюжета и угла съемки являются наиболее важными элементами.

Зачастую, слегка повернув камеру или наклонив ее вертикально, можно изменить цвета и каждый элемент изображения займет свое место.

Не бывает красивой фотографии без красивого сюжета. Именно сюжет необходимо искать в первую очередь.

Затем необходимо придать изображению объемность, включив в него, например, другого дайвера, или задний план другого цвета.

 

9) Диафрагма, скорость и вспышка

Вот эти три момента являются наиболее деликатными для освоения, так как они неразрывно связаны друг с другом.

Скорость съемки, идеально регулирующаяся с помощью режима М вашего фотоаппарата, позволяет играть в двух направлениях.

Именно влияя на скорость, вы «замораживаете» сюжет, или наоборот, добровольно (или нет) создаете размытость кадра вследствие движения.

Но учтите, что, изменяя скорость, вы меняете освещенность заднего плана.

В объективах «рыбий глаз», не сомневаясь, можно спускаться до задержки в 1/15 секунды для статических сюжетов.

Вспышка очень поможет вам в «замораживании» движения. Снимая против солнца или при сильной освещенности, можно заблокировать вспышку, установив задержку для зеркальных камер в диапазоне от 1/200 до 1/500 секунды в зависимости от модели.

Если освещенность все еще слишком сильная, можно поиграть с диафрагмой, закрыв один лепесток.

Этот второй параметр играет ту же роль, что и скорость, в условиях когда свет, проникающий в датчик только через раскрытие (диафрагмы), должен быть уравновешен мощностью вашей вспышки.

Чем больше мощность вспышки, тем сильнее надо уменьшить раскрытие окна диафрагмы, перейти например с f5,6 на f8.

Именно по этой причине наиболее продвинутые внешние вспышки имеют отдельные регулировки мощности, что очень удобно при изменении интенсивности света.

Вспышка тем временем служит только для освещения переднего плана.

Интенсивность синего или зеленого цвета воды зависит только от выбора скорости при учете, что диафрагма была предварительно настроена на вспышку. Вот это да!

 

10) Забота о своем оборудовании

Обычно оборудование для подводной фотосъемки не слишком хрупкое.

Тем не менее будь то изначально герметичное устройство, пластиковый или алюминиевый бокс — все эти модели испытывают одинаковое влияние морской воды.

Соль проникает абсолютно повсюду, особенно вокруг пружин нажимных кнопок, очень быстро образуя на металлических деталях зелено-серый налет, который становится все более вредным со временем.

Это неизбежная данность — если тщательно не промывать после каждого выхода оборудование, оно придет в негодность. Пружины станут более жесткими, шнуры вспышек станет гораздо труднее прикручивать.

Самый простой вариант, перед тем как очищать уплотнения, — это регулярно замачивать оборудование в пресной воде после каждого погружения.

Хорошее отставание соли в течение 30 минут в пресной воде позволяет смыть ее всю. Эту операцию можно выполнять даже в транспортном боксе!

После того как процедура закончена, вылив из бокса всю воду, необходимо несколько раз нажать на все кнопки и центры управления бокса, чтобы по максимуму удалить воду, которая могла скопиться вокруг подвижных элементов.

Это лучшее что можно сделать в данном случае. Простая промывка под струей воды, к сожалению, неэффективна.

Шнуры или другие разъемы необходимо осторожно откручивать после каждого использования.

Таким образом вы избежите залипания разъемов.

Соблюдая эти рекомендации, вы обеспечите своему оборудованию бесперебойную работу в течении нескольких лет.

 

И в качестве дополнения: вы можете посмотреть несколько обучающих видео, посвященных уходу за оборудованием для подводного плавания.

Все фотографии были сделаны в Коста-Васка

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Vote